Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Пераклад з беларускай:  yako-kaede
Асноўныя крыніцы:
(с) Беларускі фальклор. Энцыклапедыя. Даведачнае выданне – Мінск: “Беларуская энцыклапедыя”, 2006
(с) Беларуская міфалогія: энцыклапедычны слоўнік
С.Санько, Т.Валодзіна, У.Васілевіч і інш. - Мінск: «Беларусь», 2004



ПЯРЭВАРАЦЕНЬ (ОБОРОТЕНЬ)

читать дальше

ВАЎКАЛАК (волколак)

Ваўкалак, ваўкалака, валкадлак
- от старословянских влък + длакъ (волк + шерсть). Разновидность оборотня.
читать дальше

Однако преданий про существ типа вервольфов – т.е. таких, которые становятся носителями свойств оборачиваться в волка и остаются с ними на всю жизнь, воспринимаясь прочими как "чужеродные" существа – равно как и поверий о связи оборотничества с полнолуниями - на территории Беларуси НЕ зафиксировано.

@темы: Беларусь, оборотень, фольклор, белорусский фольклор, волколак

Комментарии
26.01.2011 в 10:30

Я не убиваю оружием. Тот, кто убивает оружием - забыл лицо своего отца. Я убиваю сердцем. (с)
Очень интересно.
26.01.2011 в 13:27

У меня иногда такое ощущение, что люди читают совсем не то, что я пишу.
Вот откуда Ольга Громыко черпает знания :yes:
26.01.2011 в 17:49

Тяжелая жизнь у оборотней однако.
26.01.2011 в 18:07

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
makferSSon
А кому легко? :-D
26.01.2011 в 18:10

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Идрис Очень интересно.
Мне еще сам стиль артикулов понравился - прям такие ЦУ для желающих перекинутся, с обзором всех сложностей и трудностей :-D

Кристина Багстер Ольга Громыко черпает знания
Ну, врядли она переписывает из энциклопедий и разных других книг по фольклору и этнографии, но все равно какие-то влияния местных баек и поверий будут, особенно, если человек в сельской местности бывает, со всякими бабушками общался :yes:
02.02.2011 в 23:17

I had my throat cut and all my friends abandoned me.
Очень интересно, спасибо большое!
02.02.2011 в 23:29

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
amguz
не за что. Надо будет еще чего-нібудь аутентичное про каких-нибудь широко известных персонажей насобирать и напереводить
03.02.2011 в 13:36

Очень интересно, огромное спасибо!
04.02.2011 в 19:25

"Не суди о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". Поль Валери
yako-kaede можно утащить?
04.02.2011 в 19:51

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
_Alissa_5
можно конечно :yes: - главное, чтоб копирайт на энциклопедию, из которой взято, сохранился
05.02.2011 в 20:12

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
yako-kaede
Очень интересная статья. Не притащите в башню?
05.02.2011 в 20:59

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд Не притащите в башню?
Да запросто. Честно говоря, даже в голову не пришло, что это может быть "по теме" сообщества
05.02.2011 в 21:42

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
Оборотни, как и вампиры представители тёмных
05.02.2011 в 22:10

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд
:) С "черно-белыми" классификациями мне всегда сложно :shuffle2:

P.S. Тут у меня про болгарских вампиров уже был перевод статьи. И про белорусских тоже планирую сделать, для коллекции
06.02.2011 в 11:49

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
yako-kaede
Вы не находите, что пора бы уже начать создавать энциклопедию нечести, где "упырь" не будет считаться синонимом "вурдолака" как в советских словарях?
06.02.2011 в 13:46

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд
Да, было бы неплохо, если бы существовала такая энциклопедия нечисти: с подробным описанием представлений о том или ином потустороннем существе в разных культурах, без искажения или "замены" названий и т.п. Жаль, но я такой объемный труд не потяну - хотя бы по причине острой нехватки свободного времени: такие вещи требуют не одного десятка лет, посвященных только им. Придется, видно, ждать до пенсии :-D Мои предки имели хорошую привычку жить чуть ли не по 100 лет, так что у меня тогда как раз появится достаточно времени на такие масштабные проекты.
09.02.2011 в 18:51

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
yako-kaede
Можно в сообществе организовать пост-перичень с ссылками на посты статьи и будет потихоньку набираться информация, вот только стоит обьединить туда всю нечисть, или отдельно фольклерную и отдельно фэнтезийную?
10.02.2011 в 02:23

Я не убиваю оружием. Тот, кто убивает оружием - забыл лицо своего отца. Я убиваю сердцем. (с)
Тёмный Герольд
Мухи отдельно, котлеты отдельно =))
10.02.2011 в 21:43

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд
Хм. Я думаю, что фольклор и фентези должны быть отдельно. Тем более, что фольклор удобнее группировать по культурам/народам. А фентезийные версии разичных существ скорее удобнее упорядочивать по авторам. К тому же, у них более однозначные и внятные характеристики, названия, способности и т.п., потому что фэнтези все-таки основано на современном восприятии мира и подходах к его описанию, да и меньше авторов - четче образ. :gigi:
14.02.2011 в 20:06

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
Со многим согласен, но вот например вампиры, они же очень разнообразно представлены как фольклерными, так и фэнтезийными подвидами.
14.02.2011 в 20:53

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд но вот например вампиры, они же очень разнообразно представлены как фольклерными, так и фэнтезийными подвидами
Ммм... тут проблема, как мне хотелось сказать, немного в другом. Не знаю, как лучше сформулировать. :hmm:
Например, есть у меня тут статья - перевод с болгарского - для упрощения статья названа "Болгарские вампиры", а уже в самой статье перечислены местные названия разных видов фольклорных существ, происходящих "из мертвецов" и замеченных в питье человеческой крови. А названия-то у них не совсем те же: вампир, караконджул, юда - и у каждой "разновидности" свои характеристики и особенности. При этом в исходном болгарском сборнике они все сгруппированы в одну статью, т.к. человек из болгарской культуры воспринимает их чем-то очень "близкородственным" друг другу. А вот попадались мне чужие статьи про этих же персонажей на русском, там вампир и караконджул одинаково названы словом "вампир", а юды переведены как "ведьмы". И в принципе по многим признакам юды действительно могут и как ведьмы (в современном расхожем представлении этого) классифицироваться.
Или вот Баба Яга. Если возьмемся анализировать одни сказки - то она скорее какая-то особая нежить. А в других - вроде просто колдунья.

Фентезийных существ проще отнести к тому или иному типу (эльф, оборотень, вампир и пр.), т.к. авторы фентези наши современники и варятся в том же наборе общих схем и условных представлений, в той же терминологии. В фольклоре привычные для нашего соверменного представления "типичные", "характерные" признаки и свойства могут блуждать, размываться. Одни и те же способности могут приписываться совершенно разным существам (и в одной культуре - и, уж тем более, в фольклоре разных народов), которые в фентези и современном обиходном представлении считаются "абсолютно непохожими". А может случаться и наоборот. Например, часто можно найти утверждение, что по-ирландски вампиры называются "дирг-дю". В то же время, я знаю нескольких людей, серьезно профессионально занимающихся исследованием ирландского и вообще кельтского фольклора, они таким высказываниям очень возмущаются и говорят, что дирг-дю считать вампирами не правильно, это принципиально другая категория существ. И что таких фольклорных персонажей, которые были бы более-менее соответственны тому, что мы теперь понимаем под вампирами, в кельтском фольклоре в общем-то нету, так как в этой культуре было существенно иное отношение к смерти и загробному миру. Не мне судить, насколько они правы - я все-таки дилетант, но пример сам по себе интересный.
То есть, если рассматривать бестиарий какого-то национального фольклора и пытаться относить существ к той или иной группе современной классификации, то с одними это будет сделать достаточно легко, а вот другие могут оказаться на границе 2-3 современных категорий, а отнесение их только в одну какую-то из них "для упорядочения" может привести к тому, что дальше читатель о его "нетипичных" для этой группы свойствах забудет - для упрощения своего собственного восприятия.
Именно потому мне казалось, что фольклорных и фентезийных персонажей надо разделять - именно для того, чтобы не возникало соблазна причесать фольклор под фентезийную гребенку для упрощения классификации.

Впрочем, с фентезийными существами тоже есть сложность, когда автор использует знакомое название, а вот характеристики существ выписывает, как ему хочется. Но там по названиям группировать все-таки проще: автор сказал, что это "вампир" - значит вампир. А то, что он сияет как бордель в Лас-Вегасе - это уже другой разговор :gigi: ;)

.
21.02.2011 в 17:43

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
Ну, причесывать фольклёрного персонажа под фэнтэзийного вообще дело последнее, но например тот же вампир-аристократ, это ж не совсем фэнтэзийный образ, скорее уже городской фольклер.
21.02.2011 в 19:13

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд
Даже и не знаю, можно ли отнести такой образ именно к фольклору. :hmm: Это надо будет у кого-то из специалистов выяснить, как это классифицируется - т.к. образ вроде существует в массовом сознании, но не только в городском (т.к. он есть порождение масс-медиа и существует везде, где есть кино, телевизор, книги, Интернет - а это есть и в деревнях и на хуторе среди болота :gigi: ).
Но в то же время, это образ, о котором нету легенд и быличек. То есть, например, "Красная Рука" - это точно детский фольклор, т.к. о ней существуют устные рассказы, которые выдаются за описание реально происходивших событий? и слушатели и рассказчик сами верят в то, что эта самая Красная Рука существует. Есть, к примеру, городской фольклор о разных местных современных представителях нави: о "призраке маньяка", о каком-нибудь прОклядом доме и т.п. Опять же, об этих объектах существует традция рассказов, в рамках которых все "на самом деле" и многие верят в то, что это на самом деле. В таких случаях ясно - это точно фольклор. А здесь... стереотип - да. часть культуры - да. Но самостоятельных расхожих историй с таким образом вроде как не существует :hmm: - есть художественные произведения, которые этот образ используют и те, которые этот образ сформировали, есть более древние поверья, фольклорные, от которых можно проследить "родословную" образа. Так что не знаю, как он там - считается фольклором или нет :nope: :)
27.02.2011 в 20:03

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
yako-kaede
Ну почему же нет быличек. Как раз есть, и относятся они к болие позднему времени, начиная с 19 века, и включая 20й-21й
Когда возможно для этих существ стало гораздо комфортней охотиться в амплуа богача или аристократа, прикрываясь пороком.
Впринципе очень похожие легенды есть и облие древнее, но они в основном о инкубах, а не о вампирах.
28.02.2011 в 00:19

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Тёмный Герольд
почему же нет быличек. Как раз есть
Ну, не буду спорить - мне не встречались. :nope: :)
28.02.2011 в 23:15

Наших врагов - больше, но мы – лучше организованы. (Я & Л. Толстой)
Ну, таких, где вампир представляется графомДракулой и в самом деле нет, а вот кем-то заезжим, но очень состоятельным - есть
Правда слово "вампир " в них тоже далеко не всегда фигурирует.
Но вот украинская быличка 19 века ну, до украины Дракуле ехать было намного ближе, чем до Лондона))):
В крупную станицу начинает наезжать богатый казак.
Ходит на гулянья и посиделки, щедро дарит девушкам подарки, даже начинает всерьез ухаживать за 1й красавицей.
И всё бы хорошо, да только после его визитов кто-нибуть из домашних неожиданно заболевает и очень быстро умирает от неизвестной хвори. Ничего не напоминает?
Отвергнутый жених красавицы начинает следить за счастливым соперником и выясняет, что уезжает из станицы он прямиком на кладбище, где и отдыхает в могиле до следующей гулянки.

Кстати, непосредственно за питьём крови данного мертвеца никто не ловил и вампиром не называл, хотя, помоему как раз тот случай.
06.03.2011 в 18:26

El sueño de la razón produce monstruos
ведьмы оборачиваются в жаб, чтобы воровать молоко у коров Других способов не изобрели??? :)

исключение, если только их крестил священник, сам побывавший волколаком. Вот тут представил себе, как Церковь отправляет молодых священников в волколаки, чтобы потом помогать обществу... Интересная мысль...
06.03.2011 в 18:53

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
Atandakil Других способов не изобрели???
Нет, почему? Были и другие способы. :yes: Могу, например, рассказать байку, слышанную лично от моего двоюродного дядьки, причем он уверял, что это действительно произошло именно с ним.

В общем, поехал он по каким-то делам в город. А на обратном пути нашел попутку только до части пути. Был вечер, а ближайшей к месту, где его на шоссе высадили, была деревня, где жила его двоюродная сестра, про которую все знали, что она ведьма. Дядька мой напросился ночевать к ней (не идти же ему ночью через лес и болото). И вот ночью он проснулся от того, что услышал, как сестрица выходит из дому. Ему стало любопытно посмотреть, как она колдовать будет (ну а зачем еще ведьма могла среди ночи за пределы двора своего пойти? - как он рассудил). И он тихонько выбрался из дому и пошел за ней. Сестрица его вышла на луг и начала ходить по нему, изредка срывая какие-то травинки и складывая их себе в подол. Дядька не растерялся, выпростал рубашку из штанов, и начал тоже вслед за ней ходить по полю и рвать первые попавшиеся былины, складывая их в рубашку и приговаривая "што куме, тое мне! што куме, тое мне!" (т.е. "что куме, то мне") :gigi:
Утром он пошел дальше к себе на хутор. Когда через несколько часов дотопал, его встретила очень озадаченная жена, которая сообщила, что на утренней дойке у всех коров и коз в хозяйстве было просто нереальное количество молока - раза в два больше, чем обычно. И что молоко какое-то немного странное: непривычной плотности и жирности и запаха.
Дядька тогда ей признался, рассказал, как он "присоседился" к колдовству родственницы. И получил от жены нагоняй на тему: "В следующий раз не лезь, куда не знаешь!".
По объяснению его жены, это, значит, родственница колдовала на то, чтобы покрасть понемножку чужого молока со всей округи для "добавка" своим коровам. Но ведьма знала, какие именно травки срывать, чтобы "собрать" именно коровье молоко. А дядька, раз рвал все, что под руку подвернулось, то и собрал любое разное молоко со всех окрестных животных: и кошачье, и мышиное, и лосиное и ХЗ чье еще. В итоге сами они это молоко пить побрезговали, а наделали из него сыра и отвезли продали в городе :-D
06.03.2011 в 19:01

El sueño de la razón produce monstruos
Ой, какая прелесть! :)
06.03.2011 в 19:06

Я не убиваю оружием. Тот, кто убивает оружием - забыл лицо своего отца. Я убиваю сердцем. (с)
Я бы такое молоко тоже бы пить не стал. =))